Памятное место, где в 1942-4Згг. в тылу у немцев действовал партизанский аэродром, находится в 300 м. от д. Смелиж.
Аэродром обслуживали - летчики 62 отдельного полка гражданского воздушного Флота под командованием полковника Виктора Михайловича Трутаева.
В честь коллективного подвига авиаторов и партизан, на бывшем полевом аэродроме сооружен обелиск 6 мая 1972 года, из железобетона и камня.
Состоит обелиск из 3-х частей: 2 треугольника высотой 8 м. ширина у основания 6 м. Между ними помещен пилон высотой 5 м., ширина у основания 1,6 х 0,9 м. На пилоне помещен пропеллер самолета. Под пропеллером имеется мраморная доска с текстом: «Вечная Слава, героям! Обелиск воздвигнут на месте бывшего партизанского аэродрома, действовавшего в годы ВОВ советского народа с немецко-фашисткими захватчиками 1941-1945гг.» На обелиске имеется барельеф лётчика и партизана.
В Брянских лесах на лесной опушке у д. Смелиж партизанами был построен аэродром, на котором выполнялись полеты летчиками 62 ОГАП ГВДО. В 1942 г. начались регулярные полеты с посадками в тылу противника.
Загрузившись на аэродроме г. Ельца, самолеты следовали на расстоянии 300 км, выдерживая высоту 2200 м, на аэродром Смелиж.
На линии фронта немцы встречали самолеты зенитным огнем, освещая прожекторами воздушное пространство. Самым сложным, опасным и ответственным заданием при выполнении полетов было пересечь линию фронта в районе ст. Комаричи, Навли, Брасово и Суземка. У линии фронта приходилось произвести несколько маневров по изменению высоты, курса и скорости, чтобы найти менее насыщенное место от прожекторов и зенитного огня.
Особенно опасным местом была ст. Комаричи, еще на подходе к ней по гулу мотора противник бороздил небо прожекторами и вспышками разрывов зенитного огня. Убрав обороты мотора, планируя со снижением, самолет пролетал линию фронта, нередко прожектора лучами ловили корабль, в этот момент пилот бросал самолет со стороны в сторону и вел огонь по установленным прожекторам и огневым точкам из бортовых пулемётов, заставляя освещение самолета. Пройдя линию фронта, самолет снижался над Брянскими лесами до высоты 200 метров.
Второй сложностью и ответственностью были выданы на аэродром определенные условные знаки по коду, ибо немцы делали ложные аэродромы для посадки к ним. На каждый полет условные знаки огней довались при вылете, они выкладывались кострами. Определив аэродром и убедившись в соответствии условных знаков, производилась посадка. На аэродром партизанам доставлялись: оружие, патроны, взрывчатка, медика¬менты, газеты и письма с Большой земли.
От партизан вывозили раненых, больных и детей. Не всегда взлет был благополучным, однажды при рулении на взлет под винт попала лошадь и мотор вышел из строя. Самолет ЛИ-2 был замаскирован на опушке леса, на следующую ночь с большой земли доставлен новый мотор и силами экипажа с помощью партизан был установлен на самолет и через два дня самолет был в воздухе загруженный тяжело ранеными бойцами малой земли и доставлены в госпиталь для излечения.
По материалам сайта http://www.suzem.ru/index.php/suzemskij-kraj/pamyatnye-mesta/pamyatnye-mesta/226-pamyatnik-na-meste-partizanskogo-aerodroma